Первая реакция детей на звуки примитивна плач, моргание, вздрагивание. Со временем развивается внимание к шуму, способность к локализации источника звуков. Для того, чтобы младенец в будущем научился говорить, ему необходимо уметь воспринимать информацию на слух. По этому, внимательно наблюдая за реакцией крохи на звуки, вы сможете убедиться в том, что ваш ребенок слышит.
Говорите с новорождённым с первой минуты жизни. Слушая вас, он начинает учиться говорить. Говорите все время: когда кормите, купаете, переодеваете, гуляете, играете.
Во время разговора попробуйте поймать взгляд малыша, тогда вы сможете удержать его внимание на более длительное время. Говорите нежно, ласково. Не стоит сдерживать свою обычную мимику и жесты. Обсуждайте с ребенком все, что он видит, делает, слышит. Постоянно расширяйте круг знакомых предметов, игрушек, называйте их и показывайте простые действия с ними. Дайте возможность вашему чаду трогать их, исследовать. Комментируйте все, что вы или ребенок делаете. Читайте книжки вслух (стишки, потешки) и вместе вы получите огромное удовлетворение.
Пойте! Всем деткам нравится мамин голос.Пение активизирует больше речевых центров в мозгу, чем слова без музыки. Не беспокойтесь о своем вокальном таланте, важным является ваша любовь и забота.
Всех окружающих называйте по имени, с учетом семейных связей: бабушка Наташа, дедушка Петя. Активно используйте язык жестов. После 6 месяцев приучайте младенца повторять ваши действия, например, «покорми лялю», «погладь куколку», «пожалей папу».Слово «нельзя!» используйте как можно реже, заменяя его, например, на словосочетание «ну-ну-ну».
Полезно рассматривать вместе изображения хорошо знакомых ребенку из реальной жизни предметов. Показывая картинку, назовите изображение несколько раз, при этом ваша артикуляция должна быть четкой и выразительной. Развития речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук, потому, что центры движения и речи в коре головного мозга располагаются рядом и влияют друг на друга. Для малыша будут полезны пальчиковые игры в сопровождении стишков, например «сорока-ворона».
После года не спешите мигом исполнять требования ребенка, реагируя только на крик, плач или жест. Краткими вопросами стимулируйте дитя к звуковому или словесному обозначению желания. Обращайтесь к нему с простыми просьбами (дай, принеси, возьми), касающиеся тех предметов, которые хорошо знакомы ребенку.
Детки с большим удовольствием повторяют звуки разных животных. Играя вместе, стимулируйте кроху к повторению звуков (как кошечка мяукает, собачка гавкает). Со временем, ребенок научится повторять и другие звуки (как тикают часики, льется вода, гудит машина).
Не читайте лекций и нотаций! Избегайте длинных предложений. Говорите короткими и простыми фразами. Не следует ограничивать круг общения ребенка. Обязательно поощряйте и хвалите любые успехи вашего чада. Это стимулирует его желание повторять действие еще раз(приучение к горшочку, ложке, просить и т.д.).
Только ваше терпение и ласка помогут ребеночку научиться основам жизни, сказать первое слово, быть ласковым и воспитанным.